Статьи моих коллег / Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Татьяна Александровна – репетитор по русскому языку и литературе +7-926-682-00-34
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Когда наступает пора сдавать ОГЭ и ЕГЭ, то волнуются не только ученики, но и родители. Сейчас много разговоров об отмене этих экзаменов, я считаю, что все это пустые разговоры. Но, даже если, произойдут какие-то изменения, то финальное тестирование по русскому языку и литературе все равно останется в той или иной форме. Но пока эти экзамены присутствуют в нашей жизни – будем готовиться в соответствии с этим форматом.
Чтобы избавить от лишнего стресса учеников и родителей, поделюсь своими соображениями по общим вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Я, как преподаватель с двадцатилетним стажем, готовлю к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку с момента начала проведения этих экзаменов. Это был 2006 год, если мне память не изменяет. Тогда действительно было тяжеловато: не хватало материалов, было много неясного в требованиях. Сейчас формат экзамена устоялся, и подготовка превратилась в технологически отработанный процесс.
Основой подготовки, как это ни банально прозвучит, является крепкое знание школьной программы по русскому языку, а также литературных произведений. Программа по литературе в школе очень обширная, гораздо бо́льшая, нежели кажется взрослым людям. Поэтому знание этих произведений категорически необходимо для выполнения заданий по русскому языку. Из этого следует, что в процессе, даже не подготовки к экзаменам, а просто обучения в школе, категорически необходимо выделять время на чтение этих произведений.
Те, кто думают, что чтение краткого пересказа сюжетов или прослушивание книг в аудиоформате существенно сэкономит время, что это мощный лайфхак, ошибаются. Я, как преподаватель русского языка и литературы, наверное, должна возмутиться этими суррогатами чтения. Однако не буду этого делать, а назову их вспомогательными методами работы, требующими, кстати, достаточного опыта работы с источниками. Краткие пересказы сюжетов не всегда содержат все элементы, тестируемые на экзаменах. Поэтому использовать их можно, но с умом выбирая, а для этого надо знать первоисточник. Я иногда использую краткие пересказы, чтобы освежить основные факты и имена. Но я могу выбирать, основываясь на хорошем знании первоисточников.
Аудиокниги – отличный вариант, но в случае, если произведение читается полностью. И ещё один нюанс. Все-таки для большинства людей (ученые говорят: до 80%) восприятие на слух труднее, нежели визуальное. И в процессе прослушивания внимание больше склонно отвлекаться. Аудиокниги хороши в дальних поездках (и кстати, лучше не за рулем), перелётах – там, где некуда деться и вниманию не на что больше соскользнуть. Если усадить ребёнка в его комнате и надеть наушники, то очень скоро вы заметите, что он балуется привычной фигнёй, а смысл читаемого проходит мимо. Я сама активно использую аудиокниги, но с пониманием этих особенностей. То есть это тоже работа, требующая концентрации и ментальных усилий.
Кроме этого, для успешного выполнения ряда творческих заданий потребуется достаточно хороший кругозор, знание актуальных процессов в жизни людей, общества, мира, а главное, как эти процессы и явления требуется интерпретировать.
Еще один важный момент, к сожалению, от нас мало зависящий. Залогом успешной подготовки и сдачи любых экзаменов является хорошая память. Чудес на свете не бывает: обучение – это процесс освоения новых знаний, умений, навыков и запоминания их. Хорошая память сильно облегчает учебу, делает её менее стрессовой. Но здесь мы упираемся в физиологию. Конечно, современные техники по «развитию памяти» дают некоторый эффект, но гораздо более скромный, нежели утверждает реклама соответствующих курсов. Что можно этому противопоставить? Ответ банальный и не очень приятный: только трудолюбие, настойчивость и последовательность в достижении цели. Практика показывает, что успешно сдают не столько способные, сколько трудолюбивые, те, кто занимается много и регулярно. По моему опыту: результаты трудолюбивых многократно превосходят результаты способных, но не усидчивых.
Бытует ложное мнение, что к экзаменам можно подготовиться за 2 – 3 месяца: собраться, сконцентрироваться, организовать интенсив. Это категорически не так. Наша память работает так, что хорошо запоминается то, что повторяется несколько раз на протяжении нескольких месяцев с перерывами. Грубо говоря, 40 занятий раз в неделю в течение учебного года на порядок эффективнее, чем 60 занятий каждый день в последние 2 месяца.
Моя практика показывает, что к ОГЭ по русскому языку можно спокойно подготовиться за год, при условии, что нет катастрофических пробелов. Для ЕГЭ по русскому языку я бы рекомендовала 1,5 – 2 учебных года, либо 1 год + лето перед 11-м классом. Но это уже с некоторым напрягом… Нельзя забывать, что в 11 классе пишется итоговое сочинение по литературе. Подготовка к нему тоже требует времени и сил. Кроме этого, текущий материал – его надо осваивать, прорабатывать и интегрировать в подготовку к ОГЭ и ЕГЭ: разбирать, в каких заданиях варианта и как именно эти знания будут проверять.
Два слова о структуре варианта и стратегии подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Что требуется? Во-первых, уверенное знание программы с 5 по 9 класс, довольно большой объём словарных слов. Умение написать сжатое изложение, прослушав внимательно текст. Текст читают два раза. Надо составить план, записать опорные слова. Также необходимо уложиться в норму слов, не менее 70-ти. Изложение – это первое задание. Задания со 2 по 12 – тестовые. Потом текст и далее задания 13.1,13.2, 13.3 – работа по предложенному тексту. Лучше сразу готовить сочинение (13.3), этот навык пригодится в дальнейшем, в плане подготовки к ЕГЭ по русскому языку и итоговому сочинению.
План:
1) Вступление. Здесь надо обязательно дать чёткое определение.
2) В основной части – работа по тексту, по теме, потом аргумент в подтверждение из жизни (привет кругозору!) или литературного произведения (привет знанию литературных источников).
3) В финале обязательно надо сделать Вывод.
На мой взгляд, экзамен не очень сложный. И при должном усердии можно хорошо подготовиться и сдать его на хорошую оценку. Желаю успехов!
Пишите мне в WhatsApp: +7-926-682-00-34. Тогда гарантированно увижу и отвечу!
Татьяна Александровна – репетитор по русскому языку.
Подготовка к поступлению и текущая помощь.
Тел: 8-926-682-00-34.
WhatsApp: +7-926-682-00-34.
E-mail: tatiana1909@rambler.ru