Мои статьи / Репетитор по математике о помощи детям с особенностями развития
Галкин Р. А.
Репетитор по математике о помощи детям с особенностями развития
Очень актуальной в последнее время стала тема помощи в обучении детям с особенностями развития. В моей практике с подобными учениками я столкнулся уже лет 10 назад. С тех пор у меня в расписании практически всегда присутствуют один-два таких ученика. За это время я накопил не только опыт преподавания и взаимодействия с особенными детьми, но и узнал много нового о проблемах, с которыми сталкиваются родители, стараясь максимально адаптировать ребенка к социуму и наилучшим образом наладить учебный процесс.
Сразу оговорюсь, что я не врач, и мои соображения основаны исключительно на богатом личном опыте и наблюдениях человека уже более 25 лет занимающегося индивидуальным преподаванием с обычными детьми и некотором опыте обучения необычных детей. Наблюдения за процессом обучения у обычных и необычных детей позволили сделать ряд важных выводов.
Первое и самое важное. Дети очень разные, спектр расстройств очень широк от почти незаметных отклонений до очень серьезных проблем. Но сколь пугающим не выглядел бы случай, начав работать, я практически всегда убеждался, что есть перспектива прогресса. Я видел, какие колоссальные усилия прикладывают родители для того, чтобы их дети освоили максимально возможный круг умений, продвинулись в понимании мира и социализации. Терпение, настойчивость, любовь и понимание буквально творят чудеса. Понятно, что прогресс у всех разный. Для кого-то и пару строк без ошибок переписать – уже достижение. Однако для конкретного ребенка – это настоящая победа. Это самая настоящая история успеха ученика и его родителей. Если есть желание, силы и возможности заниматься – надо обязательно заниматься. Нет ничего вреднее и деструктивнее рассуждений: "Какой смысл вкладываться? Из него все равно ничего выдающегося не получится!"
Отсюда вытекает второе важное наблюдение. У каждого из особенных детей есть сильные стороны, способности, которые они могут проявить. Был у меня ученик, назовем его, скажем, Ваня. Ребенок с очень большими проблемами (и речь, и особенности мышления, и проблемы с памятью). То, что он учился в 6-м классе в обычной (!) школе - уже достойно звезды героя ему и его родителям. Начиная с ним работать, я с ужасом думал о том, как давать ему материал 6 класса: множители, операции с дробями с разными знаменателями и прочие премудрости, требующие достаточно высокого уровня абстрактного мышления. Однако в процессе работы я обнаружил, что Ване очень хорошо даются действия, требующие воспроизведения некоторого алгоритма. Он хорошо считает в уме и хорошо запоминает требуемую последовательность действий. Конечно, некоторые ходы с ним полезно прорабатывать несколько дольше, чем с обычным учеником. Хотя сколько у меня было вполне беспроблемных (в плане здоровья) просто ленивых учеников, с которыми к ЕГЭ в 11 классе приходилось учить арифметику... Кстати, в своем классе среди обычных детей Ванечка крепкий середняк по успеваемости. При том, что контрольные и самостоятельные он пишет неадаптированные, без скидок, и если получает двойки, то переписывает работы тоже по общим правилам и на общих основаниях.
Третья важная тема - инклюзивное образование. То есть совместное обучение обычных и необычных детей. Тема эта не простая. Не секрет, что в обществе очень неоднозначно относятся к детям с особенностями. (Да и вообще, к людям, которые как-то отличаются от большинства). Я очень часто слышал мнение, что таких детей надо учить отдельно. Это вполне понятная человеческая реакция: людям неприятно видеть особенных детей. Однако, с позиции интересов этих детей, я могу утверждать, что им, этим детям, чрезвычайно полезно находиться в коллективе обычных сверстников (конечно, в дружелюбной атмосфере). Видеть перед собой здоровых детей, тянуться за ними, при правильном педагогическом обеспечении, позволяет добиться гораздо больших успехов, нежели в изоляции от реального "забортного мира". И педагоги, и уж тем более родители в душе мечтают именно об успешной социальной адаптации своих подопечных, об интеграции их в реальную жизнь. И ничто не способствует этому более, как совместное обучение.
Если есть возможность справиться с гиперактивностью, и ребенок имеет физическую возможность в течение урока сидеть тихо и не отвлекать других детей, то совместное обучение с обычными детьми может быть очень полезным.
Сейчас есть инклюзивные школы, организующие совместное обучение. Думаю, со временем их будет появляться все больше. Возможно, моя подборка ссылок будет кому-то полезна.
Ну и, конечно, я как репетитор не могу не сказать об особой важности индивидуальных занятий. Детям с особенностями необходимо повышенное внимание, больше времени для запоминания, порой, индивидуально подобранные дополнительные упражнения. Часто приходится прямо на занятии изобретать совершенно неординарные ходы, чтобы понятно изложить материал. Причем, то, что является просто подарком для одного, совершенно не выстреливает у других. Очень часто залогом плодотворной учебы в школе является интенсивная работа репетитора дома.
Другой мой ученик, назовем его Костик, учился в 8-м классе специализированной школы. Его родители столкнулись с тем, что педагоги в школе, по их мнению, давали программу в слишком облегченном варианте. И действительно, несмотря на серьезные проблемы с задержкой развития, Константин неожиданно хорошо усваивал отдельные очень серьезные темы и по алгебре, и по геометрии, и по физике. Мы с ним и многочлены уголком делили, и задачи "со звездочкой" из Рымкевича по физике решали. Конечно, школьные учителя, работающие с таким проблемным классом, не могли найти ни время, ни желание, чтобы разглядеть более широкие возможности мальчика и подобрать адекватную нагрузку. Дело осложнялось изрядной медлительностью мальчика. Я приноровился к его темпу и не торопил его в процессе обдумывания ответа. Индивидуальные занятия с репетитором решили эту проблему. Родители были совершенно правы: их Костик спокойно мог решать многие задачи на уровне углубленной программы.
Моя коллега, репетитор, помогающий младшим школьникам и по математике, и по русскому языку, много сил и времени тратила на коррекцию почерка у своих учеников. Она неоднократно убеждалась в том, что разработка мелкой моторики пальцев очень благотворно влияет на мыслительные процессы. Все в организме взаимосвязано. И, работая с периферией, мы можем влиять на процессы, происходящие в мозгу. Именно индивидуальные занятия с репетитором позволяют уделять достаточно времени и внимания ученикам. А для особенных детей это критически важно.
14 ян 2019
Руслан Александрович.
тел. моб. 8 (495) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.
тел. моб 8 (925) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.
тел. дом 8 (499) 723-68-84 . Звонить можно до 23:00.
E-mail: mosrepetitor@mail.ru.