Статьи моих коллег / Как подготовить ребенка к школе?
Татьяна Александровна - репетитор по русскому языку +7-926-682-00-34
Как подготовить ребенка к школе?
На что обратить внимание родителям первоклассника.
Ребенок пошел в первый класс – это радостное, волнительное и самое важное событие в жизни вчерашнего дошколенка и его родителей. Однако помимо радости от осознания «какие мы уже большие» – это и сильный стресс от новизны происходящего как для самого маленького человека, так и для его родителей. С какими трудностями сталкивается ребенок в первом классе? Как уменьшить стресс от происходящего? Что могут сделать родители и репетиторы для того, чтобы облегчить первокласснику вхождение в школьную жизнь?
По моему многолетнему опыту, самое трудное – это школьная дисциплина и кардинальное изменение режима жизни и распорядка дня. В детском садике другой режим дня, занятия, сон, прогулки, больше свободы, движения (это особенно тяжело для гиперактивных и просто более подвижных детей).
Для многих детей большую проблему представляет необходимость раннего подъема. На моей памяти мамочка одной из первоклассниц жаловалась, что утром не может добудиться дочь просто физически. Ребенок просто падал и продолжал спать, когда его вынимали из кровати и ставили на пол, чтобы одеваться. И в таком полусонном состоянии девочка пребывала до второго-третьего урока – потом разгуливалась.
В школе же ребенок вынужден интенсивно работать с первого урока. Для многих детей перемены не достаточно, чтобы отдохнуть, восстановиться. Рядом нет ни воспитателей, ни родителей, которые помогут собрать вещи, одеться, проследить кто, как кушал. Ребенок один. Он должен приготовиться сам к следующему уроку. Резко, скачком возрастают требования к самостоятельности, ответственности, умению сконцентрироваться. И это я сейчас не про усвоение материала, а просто про способность не растерять свои вещи, переодеться на физкультуру, позавтракать в незнакомой столовой.
Теперь о концентрации внимания на занятиях. Еще по результатам исследований советских детских психологов именно в 7 – 8 лет у большинства детей начинает формироваться способность достаточно продолжительное время уделять одному и тому же (давайте будем честными, еще и не самому интересному) занятию. Не случайно в Советском Союзе до начала «школьной реформы» дети шли в школу именно в 7 лет. В царской России в гимназии поступали в возрасте от 8 до 10 лет, правда, уже имея некоторую начальную подготовку.
В наше время большинство детей идет в школу в 6 лет, и для многих становится большой проблемой просто высидеть за партой неподвижно 40-45 минут. И так полдня в новом коллективе, в непривычной обстановке.
Для того чтобы хорошо писать, необходимо, чтобы была хорошо развита мелкая моторика пальцев. По моему опыту, в 6 лет у многих она развита недостаточно. И при работе с первоклассниками этому приходится уделять дополнительное внимание, делать с ребенком специальные упражнения.
Уроки закончились, мамочки забрали детей из школы. Однако на этом испытания не закончились. Придя домой, надо тоже заниматься, выполнять домашние задания – и это тоже ново и непривычно. Личное время ребенка существенно уменьшается, поэтому так важно грамотно им распорядиться и все распланировать.
Что же полезно делать родителям, чтобы облегчить ребенку переход к школьной жизни? Как помочь сделать пребывание в школе интересным, радостным, запоминающимся? Школа – это же не только проблемы. Это и новые друзья, и новые возможности, и новые умения.
Конечно, к поступлению в школу надо готовить. Темп освоения материала такой, что в школу нельзя приходить «чистым листом», не зная букв и не умея держать в руках карандаш. Я убеждена, что к школе ребенок должен уметь читать, иначе в первом классе ему будет совсем трудно. Полезно работать в прописях и уметь считать, хотя бы немного. Многие навыки можно развивать в игровой форме. Хорошо, если ребенок рисует, умеет правильно держать карандаш.
До школы надо обязательно развивать речь ребенка: работать над пересказом сказки, текста, фильма. «Ты посмотрел мультфильм. Расскажи маме о ком он, что там происходило». Важно, чтобы ребенок учился отвечать на ваши вопросы, умел рассказать, например, как провел день.
Важно обращать внимание на произнесение звуков. Если понадобится – обратиться к логопеду. Занятия с логопедом весьма полезны для довольно большого числа детей. Некоторые чисто логопедические проблемы могут быть не очень заметны, но будут сильно мешать правописанию. Если ребенок путает звуки, слышит их немного не так, ему будет труднее подбирать правильные буквы, находить проверочные слова. Для многих детей именно это является серьезным препятствием при изучении русского языка уже в средней школе. Своевременные занятия с логопедом позволят снять эту проблему.
Теперь про организационную сторону дела. В 6 лет ребенок должен уметь одеваться сам. Сам уметь зашнуровывать ботинки, уметь переодеться на физкультуру и сложить аккуратно свои вещи. Очень важно научить первоклассника с вечера самостоятельно собирать портфель к следующему дню. Сначала придется это делать с ним, но ваша роль заключается в том, чтобы направлять его действия, задавать наводящие вопросы: «Посмотри, какие уроки завтра. Какие учебники надо положить? А тетрадки? Проверь, все ли лежит в пенале?» Со временем это войдет в привычку и навыки укоренятся. Формирование планов на следующий день, кроме всего прочего, очень дисциплинирует и развивает мышление.
Огромное значение имеет организация рабочего места первоклассника. Давно замечено, что бардак в личных вещах выдает хаотичность и бессистемность мышления. К счастью, это работает и в обратную сторону. Правильно организуя рабочее место и вообще жизненное пространство маленького человека, мы очень сильно влияем на формирование правильных структур мышления.
Все знают, что ребенку для занятий необходим удобный, просторный письменный стол и стул, отрегулированный по его росту, обязательно со спинкой. Следите, чтобы школьник сидел прямо, не кособочась. За этим столом, на этом стуле он будет проводить много времени, и от того насколько ровно и правильно он будет это делать сильно зависит здоровье и правильное развитие позвоночника.
Про рабочий стол знают все, но заказывая мебель для первоклассника, мало кто задумывается о важности просторного стеллажа для книг. Именно открытого стеллажа, а не закрытой книжной полки. И рядом с письменным столом. Этот стеллаж должен быть отведен под учебники и тетради, которые должны помещаться на полках вертикально, а не лежать кучами. Открытые полки должны находиться на высоте, комфортной ребенку. Иначе учебники и тетради буду валяться где угодно по всей комнате. Необходима тумба с несколькими выдвижными ящиками, в которых удобно хранить ручки, ластики, точилки и прочую мелочь. Объясните ребенку, как рационально использовать каждый элемент хранения. А то я видела десятиклассников, которые настойчиво запихивали в выдвижные ящики учебники и тетради.
Хорошо, если школьные принадлежности и игрушки хранятся отдельно.
Теперь о дисциплине. Перед тем, как что-то сделать, проследите, чтобы все лишнее было убрано со стола. И после выполнения письменного задания все учебники и тетрадки должны вернуться на свое место – на полку или в школьный рюкзак. Вообще, приучайте ребенка, что рабочий стол – это не место для хранения. Он должен быть всегда свободен. На нем может лежать только то, с чем он будет работать в ближайшее время. Это правило полезно и для взрослых: держать на столе только те документы, с которыми непосредственно работаешь.
Как я уже сказала, с началом школьных занятий личное время ребенка существенно сокращается. Поэтому особое значение приобретает строгое соблюдение режима дня. Обед, отдых, выполнение домашнего задания, игры, прогулки, сон – все надо делать в отведенное время. Если график сильно сбивается, то времени на что-то может просто не хватить.
Особо хочу сказать про сон. Уложить многих детей вечером – сама по себе большая проблема, но я еще сталкиваюсь с тем, что многие допоздна выполняют домашние задания. Время для домашней работы – днем, после обеда и небольшого отдыха. Если ребенок садится за уроки в восемь вечера, это никуда не годится. Правда, это касается в основном более старших школьников. Высыпаться надо категорически. В этом возрасте потребность ребенка в сне в среднем 9 – 10 часов. Если подъем в 7:00, то ложиться надо в 9 вечера. Многих в это время можно отправить баиньки? Поэтому даже при соблюдении режима дня, в течение рабочей недели может копиться усталость и недосып. Поэтому важно избегать даже эпизодических нарушений режима сна.
Важная и больная для многих тема – компьютер. Вспомним, сколько мы сами времени проводим на диване с планшетом. Это связано с легкостью получения удовольствия от современных технологий. Для ребенка это становится просто непреодолимым искушением. Компьютерные игры легко могут поглотить абсолютно все свободное (да и несвободное) время. Поэтому это удовольствие придется принудительно ограничивать (как употребление сладкого, к которому у нас природой заложенная тяга).
В этом возрасте важно разнообразить впечатления от мира, от деятельности, должно быть много движения, занятий, требующих координации движений, взаимодействий в коллективе. Спортивные игры на воздухе, рисование, лепка, вырезание, музыка, различные игры, развивающие моторику и мышление. Совсем лишать компьютера нельзя, но надо быть готовым к тому, что вам придется прикладывать серьезные усилия, чтобы регламентировать время, проведенное за монитором.
Очень важно, чтобы в это непростое время ребенок всегда чувствовал помощь и поддержку родителей. Это не значит, что все надо делать за него, так он ничему не научится, но что-то делать вместе, направлять, объяснять, как сделать лучше. «Давай вместе учебники поставим на полку. А карандаши – в ящик. Попробуй еще раз. Видишь, у тебя хорошо получается!» При этом чрезвычайно полезно поощрять самостоятельность и инициативу.
Совершенно необходимо хвалить ребенка за успехи, даже самые маленькие, особенно, видя старание. Учеба в школе – главное занятие для него теперь на многие годы. И успехи, подтвержденные похвалой самых близких людей, – сильнейший позитивный стимул.
Очень важно избегать ссор и ругани. Ваш настрой должен быть позитивным, никакой агрессии. У многих детей отвращение к учебе закладывается именно в такие моменты, особенно при совместном выполнении домашних заданий.
Этого, кстати, очень трудно избежать. Очень многие родители совершают ошибку, думая, что репетиторы нужны только в более старших классах, «когда сами уже не смогут помогать».
Не только решать проблемы с успеваемостью, но и просто помогать с выполнением текущего домашнего задания, лучше всего с профессионалом-репетитором. Практика показывает, что своих родителей дети слушают хуже, чаще готовы спорить и капризничать. Занятия с другим человеком дисциплинируют. Кроме того, занятия с репетитором имеют четко очерченные пространственные и временнЫе рамки. Занятие закончилось, и ты полностью счастлив и свободен. Очень трудно переключиться и пойти есть блинчики и вместе смотреть мультик с мамой, которая только что тебя терроризировала за криво написанные палочки или грязь в тетради. Это как быть замужем за собственным боссом – невозможно разделить семью и работу. В результате страдает и то, и другое.
Очень важно достаточно плотно взаимодействовать со школьным учителем, систематически интересоваться удачами и проблемами в учебе вашего ребенка. Это позволит не только держать руку на пульсе и вовремя принимать меры, но и лишний раз будет демонстрировать ребенку важность того, что он делает, заинтересованность родителей в его успехах.
И еще, разговаривайте с ребенком, приучайте его обязательно проговаривать все, что его волнует, что вызвало его интерес, с какими проблемами он столкнулся. Это создаст теплую, доверительную обстановку в семье. Постарайтесь, чтобы он чувствовал, любовь и поддержку родителей в любых ситуациях. Этот капитал доверия вам очень пригодится, когда начнется переходный возраст…
Помогите привыкнуть школьнику к его новой, взрослой жизни. Это важный этап в вашей и его жизни. И его надо пройти вместе и радостно! Желаю Вам удачи!
Татьяна Александровна - репетитор по русскому языку
Тел: +7-926-682-00-34
Пишите в WhatsApp: +7-926-682-00-34
E-mail: tatiana1909@rambler.ru