Статьи моих коллег / Подготовка к ОГЭ по математике
Татьяна Александровна - репетитор по математике
Подготовка к ОГЭ по математике.
ОГЭ по математике – первый независимый рубеж проверки знаний, полученных за время обучения в школе. Это первые государственные экзамены, то есть организованные не школой, а органами, призванными работу этой самой школы контролировать. Отсюда все организационные сложности. Работа пишется в другой школе, контролируют незнакомые педагоги, проверяют независимые эксперты… Все это добавляет нервозности к тому факту, что это большой экзамен, включающий задания практически по всей школьной программе, пройденной за 9 лет.
Как репетитор с многолетним стажем и мать двоих уже успешно закончивших школу детей, замечу, что нельзя забывать и про переходный возраст. У всех подростков он протекает по-разному, но мало никому из родителей не кажется. Поэтому, если вопросы успеваемости и подготовки к ОГЭ выходят на первый план, то это еще, возможно, и благополучный вариант.
Однако оставим психологию и вернемся к математике. Как я уже сказала, экзамен тестирует знания, умения, навыки за весь 9-тилетний курс. Поэтому главная проблема, с которой приходится сталкиваться при подготовке – это пробелы в знаниях. Не научился пятиклассник решать задачи на проценты – и жил - не тужил, познавая алгебру с геометрией. После шестого класса с процентами к нему приставать практически перестали. Однако проблема осталась. И с заданием на проценты даже в первой части ОГЭ он обязательно столкнется.
Задания на проценты и на вычисления настойчиво предлагают в самых простых разделах всех экзаменов. (И в базовом уровне ЕГЭ.) Видимо, считается, что это жизненно необходимый навык для всех. (А то, как люди кредиты брать будут?)
Поэтому первую задачу, которую надо решить репетитору – это выявить и ликвидировать все пробелы в базовых знания. А то сейчас девятиклассники плохо знают таблицу умножения, а уж уголком делить многих приходится учить практически с нуля. Мы с моими учениками заводим две отдельные тетради: по алгебре и по геометрии. Далее мы повторяем (или изучаем заново) материал прошлых лет, чтобы не оставалось белых пятен.
После этого появляется возможность оттачивать мастерство на заданиях аналогичных экзаменационным. ОГЭ (ранее ГИА) проводится уже много лет, и все серьезные репетиторы накопили достаточный объем задачного материала. В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими задания на все темы, как реальный экзаменационный вариант, я активно использую различные тематические подборки. Это особенно важно, когда какой-то раздел ученику дается с большим трудом. Например, задания на функции или геометрические задачи. В этом случае большой объем решенных задач по одной теме позволяет перевести количество в качество и твердо усвоить эту тему.
Нельзя забывать и о текущем материале. Обычно подготовка к ОГЭ проходит в течение 9-го класса. Программа очень насыщенная и по алгебре, и по геометрии. Работая со своими учениками, я стараюсь держать под контролем усвоение текущего материала и успеваемость, чтобы средний балл в аттестате глаз радовал. Хорошо, когда есть возможность ликвидировать пробелы, позанимавшись пару месяцев летом перед 9-м классом. Это позволяет спокойно изучать текущий материал и без спешки работать с экзаменационными вариантами. С моими постоянными учениками при условии регулярных занятий мы все пробелы в знаниях ликвидируем в течение 8-го класса. И в 9-ом успешно сочетаем освоение текущего материала с решением экзаменационных вариантов.
Что можно сказать тем родителям, кто звонит весной и просит подготовить ребенка к ОГЭ за 2-3 месяца? В этом случае результат очень сильно будет зависеть от индивидуальных темпов усвоения материала. Человеческая память устроена так, что лучше запоминается то, что «закидывается» в нее маленькими порциями на протяжении длительного времени и закрепляется повторением пройденного через 2-3 недели после запоминания. Существуют «вундеркинды», способные в ограниченное время усвоить обширный материал. У них кратковременная подготовка перед экзаменом может существенно улучшить результат. Понятно, что в данном случае речь должна идти о 2 или 3-х занятиях в неделю. Большинство же школьников из пройденного материала запомнит очень немногое, и результат от занятий будет не столь впечатляющим. Поэтому лучше не рисковать и начинать подготовку к ОГЭ заранее.
Еще одним распространенным заблуждением является убежденность некоторых родителей, что к ОГЭ должны готовить школьные учителя. Формально это правильно, но практика показывает, что полагаться на это не стоит. Одна из причин этого – банальная нехватка времени. Все-таки программа не закладывает время на повторное изучение тем, неусвоенных в прошлом. Кроме времени требуется методическая проработка. Все-таки подготовка к ОГЭ требует разработки своей дидактики. В некоторых школах наиболее продвинутые педагоги выделяют подготовку в отдельный курс и занимаются этим вне сетки расписания, факультативно, после уроков. Однако это все равно работа в большой группе, без учета индивидуальных темпов усвоения материала и учета персональных пробелов в знаниях. Поэтому разумной альтернативы индивидуальным занятиям все-таки нет.
В заключение хочу отметить. Успешная подготовка к ОГЭ требует усилий всех участников процесса: и ученика, и репетитора, и родителей. За невыполненное домашнее задание репетитор не поставит «двойку» в дневник, но недостаточно интенсивная самостоятельная работа ученика дома сильно снижает эффективность занятий. Контроль и внимание со стороны родителей просто необходимы для большинства детей.
Подготовка к ОГЭ – задача не простая, но совместными усилиями решаемая! Успешной вам подготовки и отличных результатов!