Статьи моих коллег / Как добиться устойчивых результатов в обучении математике
Галкина Светлана Анатольевна
Как добиться устойчивых результатов в обучении математике
О памяти или о том, почему так бывает, что усилия родителей помочь детям с математикой не дают результата
Любое обучение состоит из двух важных процессов, без каждого из которых достижение положительного результата невозможно. В педагогической психологии их называют: 1) понимание; и 2) запоминание (отработка). О первом из них практически все знают – это объяснить, донести до ученика некий навык, приём, знание – так, чтобы он это понял и смог применить на практике – сначала с помощью преподавателя, а затем самостоятельно. Многие родители, помогающие своим детям в освоении школьной программы по математике, вполне успешно проходят со своим ребёнком этот этап. Проблемы возникают потом. Хорошо и доступно объяснив тему и добившись понимания ребёнка, родители ожидают, что с этой темой проблем уже не возникнет. Каково же бывает удивление и разочарование, когда столкнувшись с подобным же заданием немного спустя, ребёнок ведёт себя как «чистый лист» и демонстрирует полное неведение: «А что с этим делать? Я не знаю, как это решать». В результате обескураженные родители чувствуют, что у ребёнка, видимо, нет способностей к этому предмету, если простые и вроде бы очевидные шаги (объяснить, показать, донести, как решается уравнение или какой-то вид задач) не срабатывают. Или, что процесс преподавания оказывается на порядок сложнее, чем казалось…
В чём причина, почему так происходит? Второй важнейший процесс обучения, без которого невозможно достижение качественного результата обучения – запоминание (отработка). Именно отсутствие отработки и приводит к ситуации, когда, взявшись за задачу, с которой ещё позавчера после объяснения легко и успешно справлялся, ребёнок смотрит на неё «как баран на новые ворота». Всё дело в том, что, к огромному сожалению, человечество устроено так, что память у нас «дырявая». Всю воспринятую информацию, которая не продолжает использоваться и дальше, мозг тут же выкидывает из оперативно доступной памяти «за ненадобностью», держа в ней только необходимое «на каждый день». В результате всё, что туда единожды попало, не имеет шанса закрепиться в голове и не быть забытым тут же без необходимого количества повторений. Этот процесс – отработки – менее очевиден при попытке кого-то чему-то научить, поэтому гораздо легче выпадает из поля зрения преподающего. В отличие от процесса понимания, так как если ученик что-то не понял, неудача в этом сразу бросается в глаза!
Насколько я убедилась из своей практики преподавания и общения с родителями и учениками, в умах многих господствует иллюзия, что для того, чтобы чему-то научиться по математике, понять и суметь это один, максимум два раза – вполне достаточно для успеха. Поскольку математика – наука не простая, и с каждой вещью в ней надо разбираться, а порой и прикладывать немалые усилия, чтобы понять, то обучение математике в умах многих ассоциируется скорее с процессом понимания, и совсем не ассоциируется с зубрёжкой, как, например, при выучивании поэмы или параграфа по истории. Между тем, успешное обучение даже в такой интеллектуальной области, как математика, также неотделимо от процессов запоминания. И одним пониманием здесь никак не обойтись.
На занятиях по психологии я была поражена сообщением о том, что в области психофизиологии именно по проблеме памяти уже не один десяток лет делается огромное, рекордное количество исследований (дипломов, кандидатских, докторских и т.д.). Называлась какая-то сумасшедшая цифра, чуть ли не несколько работ во всём мире – каждый день! Учёные понимают, насколько важна и фундаментальна эта проблема – для качества жизни, интеллекта, знаний. Ибо, если бы мы, люди, могли запоминать быстрее, наверное, половина из нас были бы уже нобелевскими лауреатами. И маслица в голове практически у всех было бы значительно больше из-за того, что любые знания доставались бы существенно легче значительно меньшими усилиями. Именно трудности запоминания делают обучение таким трудоёмким, длительным и порой утомительным (а ещё и скучным!) процессом. Мозг человека выставляет барьер на входе и не позволяет грузить туда сколько угодно чего угодно, тут же отсекая и забывая, по его мнению, ненужное. Требуя повторений, повторений, повторений. Эх, кто из нас не мечтал об одномоментной загрузке знаний на «жёсткий диск» своего сознания? Увы, никакие попытки обойти этот барьер (типа «метода Илоны Давыдовой») пока результата не дали.
К чему приводит на практике эта ситуация? Вывод таков – при обучении математике (как и чему-либо другому), как правило, требуются несколько большие вложения сил и времени, чем просто один – два раза объяснить и показать. Лишь особо способные ученики усваивают всё с одного раза. Итак, уважаемые родители, у которых есть силы и терпение на это, практический совет: если вы хотите действительно помочь вашему ребёнку чему-то научиться, просто дайте ему возможность запомнить понятое. Повторите с Вашим ребёнком решение задачи или уравнения того же типа несколько раз снова (каждый раз по прошествии какого-то времени) – так, как будто это происходит в первый раз. Не ожидая успехов и результатов от ваших педагогических усилий и не впадая в растерянность и фрустрацию, если Ваш ребёнок продемонстрирует полное забывание и непонимание того, о чём, собственно, здесь идёт речь, и чего Вы от него хотите. Терпеливо объясните ребёнку то же самое снова, как будто в первый раз. Дайте ему вспомнить. В какой-то момент объяснения (возможно, лишь на третий раз) он может сказать: «Ах да, вспомнил». И дело пойдёт более споро… Повторите затем, спустя время, ещё, пока не убедитесь, что данное знание стало прочным и перешло в долговременную память.
(Я не говорю здесь про такие трудоёмкие темы, как, например, умножение многочлена на многочлен, или сложение и вычитание алгебраических дробей, где может выявиться тысяча различных ситуаций и вопросов…)
Именно понимание закономерностей и особенностей процессов восприятия и запоминания информации отличает работу хорошего преподавателя, а также терпение и любовь к данному виду деятельности.
Чем может помочь Вашему ребёнку репетитор.
Но не только прекрасное знание и учёт законов памяти и законов усвоения знаний в процессе обучения отличает занятия с хорошим репетитором. Репетитор как бы видит «зону ближайшего развития» ученика, и может выбрать наиболее важные для достижения учебных успехов темы для освоения, оптимально подобрать уровень сложности и содержание задания в данный момент. Родителям, которые пытаются заниматься с ребёнком по учебнику или дидактическим материалам, порой непонятно, чему научиться в данный момент ребёнку важнее. Хорошее знание структуры школьной программы (здесь нет ничего удивительного – оно просто не может не возникнуть, если человек постоянно этим занимается) позволяет репетитору на каждом занятии сосредоточиваться на освоении самых важных для данной темы заданий, не отвлекаясь на второстепенные вопросы.
Хороший репетитор видит каждую изучаемую тему системно, в целом, зная всё многообразие встречающихся в ней сложностей и ситуаций, стараясь подготовить ученика ко всем наиболее важным «подводным камням», знание которых поможет не допустить ошибок при написании контрольной работы или ответе у доски. Репетитору хорошо знакомы типичные трудности и ошибки, с которыми сталкиваются дети по каждой данной теме, а также эффективные способы их преодоления. Ничего из важного в процессе обучения не окажется пропущено и не выпадет из поля зрения, а время, отпущенное на занятие, используется максимально эффективно. Репетитор очень быстро диагностирует и ориентируется в том, что ребёнок знает хуже всего, а что неплохо, сосредотачивая усилия ученика на наиболее «провальных» моментах и не тратя лишнего времени на то, что ребёнок уже и так умеет.
Ну и, конечно, самое главное в любом эффективном обучении – мониторинг, постоянное отслеживание степени усвоения каждого важного знания-навыка и работа над каждым (снова и снова) до полного усвоения и запоминания. Многим из родителей непросто найти время, силы и внимание для такой тщательной и кропотливой работы со своим ребёнком. Как правило, дети сразу чувствуют эффект от такой помощи и выражают благодарность. Нередко звучат слова: «В школе я ничего не понимал, а теперь после занятия с Вами я это умею и понимаю».
Галкина Светлана Анатольевна
Математика - школьникам 2-9 кл.
Предлагаю индивидуальные занятия по математике, которые помогут Вашим детям в изучении этого предмета.
Помощь отстающим, ликвидация пробелов, преодоление страха перед математическими дисциплинами, повышение уверенности в себе - все, чем опытный преподаватель может помочь своим ученикам.
Подготовка к ГИА.
Мой опыт индивидуального преподавания школьникам (я работаю с 1994 г.) позволили мне разработать методику, опирающуюся на требования, которые предъявляют к учащимся школьные учителя в настоящий момент.
Я выезжаю на дом в любой район.
Светлана Анатольевна.
тел. моб. 8-926-386-49-93. Звонить можно до 23:00
тел.дом. 8-499-723-68-84 .Звонить можно до 23:00
E-mail: mosrepetitor@mail.ru